Русский язык
6 класс
Тема урока.
Основные способы образования
слов в русском языке.
Цели
урока: овладеть основными сведениями по словообразованию, изучить морфемные способы
образования слов; формировать умения определять способ образования слов;
развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, сравнивать, обобщать; совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
воспитывать любовь к русскому языку, активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность.
Знать: морфологические способы образования слов в русском языке.
Уметь определять способ образования слова.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, интерактивная презентация , таблицы.
развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях, сравнивать, обобщать; совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
воспитывать любовь к русскому языку, активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность.
Знать: морфологические способы образования слов в русском языке.
Уметь определять способ образования слова.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, интерактивная презентация , таблицы.
Ход урока
І.Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя.
Ребята, мы с вами уже знаем , что такое значимые части
слова, выучили
некоторые правила их
правописания .
Сегодня на уроке мы должны
повторить и обобщить эти
сведения, а также познайомиться с основными способами образования
новых слов.
Слайд №1. Посмотрите на
экран. Что вы видете? Какие эмоции вызывает у вас эта картина? Мне вспоминаются слова А.С.Пушкина:»Мороз и солнце
– день чудесный!» . Разговорная тема нашего
урока «Зима». Мы должны не только
показать знание орфограмм, умение приводить примеры слов, но и
составлять предложения на указанную тему.
ІІІ. Актуализация учебного процесса.
1.Работа в парах.
Составьте
диалог на тему «Значимые части слова и их правописание» (Ученики задают вопросы друг другу, отвечают на них.
Обязательно приводять примеры)
2. Проверка домашнего задания.
Зачитать художественные тексты на тему «Зима». Назвать слова с изученными орфограммами. Коментирование правописания.
3.Работа у доски
Два ученика приводять примеры
правописания приставок ПРИ-, ПРЕ- , объсняют орфограмму. (Пришла,
прекрасная, придвинуть, приоткрыть, прехороший, приехать)
4.Задание классу: записать названия профессий и объяснить
правописание суффиксов.
Человек, который грузит
товары- грузчик.
Человек, занимающийся переплетом книг – переплетчик
Человек, который сваривает
металлические предметы - сварщик
Человек, который занимается
разведкой - разведчик
Человек, котрый принимает заказы - приемщик
5.Работа над составлением предложений. ( С указанными словами
составьте предложения и запишите их).
ІУ.Объяснение нового материала.
Слово
учителя.
Большое
количество слов кроме корня включает в свою структуру окончание с приставкой
или суффиксом. Каждая из частей слов
носит в себе какое-то значение. Грамотный человек , чтобы правильно
употребить слово, должен понимать, какое значение в
определенном слове имеет морфема. Тогда
наша речь будет правильной и понятной.
Для этого мы и познакомимся
сегодня на уроке с основными способами
образования слов.
Слайд №2 Запишите в
тетради тему урока .
Слайд №3 Посмотрите
на таблицу «Основные способы образования
новых слов»
Вспомните, ребята, какие морфемы служат для образования новых слов?
А как называется
способ образования слов, если к нему
прибавляется приставка?
Слайд №4 «Приставочный способ»
Запишите в тетрадь название способа.
«Кто больше!» Надо образовать от слова ШЛИ с помощью приставок все возможные слова ,
записать их, виделить приставки. Составить с одним из образо ванных слов
предложение. Записать в тетрадь.
Слайд №5
С помощью
приставок, которые оканчиваются на З-С, образовать новые слова.
Слайд №6
Слайд №7
«Суффиксальный способ»
От слова СНЕГ с помощью суффикса
образовать новые слова
(снежинка, снеговик,снежный).Подберите
имена прилагательние к слову СНЕГ (белый, искристый, пушистый, необычайный, холодный…).
Слайд №8,9
Слайд №10
«Приставочно – суффиксальный способ»
Работа в группах «Конструирование». Каждая группа получает лист бумаги,
на котором написано слово ПРИШКОЛЬНЫЙ,
БЕСКОНЕЧНАЯ, ПОДОРОЖНИК. Ребята должны разобрать слово по составу,
записать на листе примеры слов с
таким же окончанием, корнем, приставкой, суффиксом. Один ученик из группы у доски объясняет выполненное
задание.
Слайд №11
Слайд №12 «Сложение»
На
доске записаны два слова
НОВЫЙ и ГОД.
Дети должны образовать способом сложения одно слово и
составить с ним предложение.
У.
Закрепление изученного материала.
Слайд №13 Таблица «Основные способы образования
слов».
Беседа с учениками.
1)
С помощью каких морфем
образуются новые слова ?
2)
Что такое приставочный способ образования слов?
3)
Как называется способ образования слов с помощью
суффикса?
4)
Расскажите о
способе сложения.
Слово учителя
Ребята, как вы думаете, для чего надо уметь
составлять новые слова?
(
Предполагаемые ответы :Чтобы наша речь была богаче. Чтобы мы умели
рассказать о чем-то. Чтобы умели описать
то , что видим…).
Правильно. Рассказать о красоте природы можно словами,
звуками, красками. Главное , нужно это все видеть и уметь выражать свои
мысли и чувства, как это, например, делали выдающиеся поэты, музыканты,
художники.
Слайды 13,14,15,16
Под голубыми небесами
Великолепными
коврами,
Блестя на
солнце, снег лежит.
Прозрачный
лес один чернеет,
И ель
сквозь иней зеленеет,
Иречка
подо льдом блестит…
Посмотрите на эти прекрасные картины. Все
они рассказывают о суровой красоте ЗИМЫ.
А вот картина, которую нарисовал наш
земляк - Владимир Черный. Всего у этого художника более
тысячи картин. Почти все они
рассказывают о красоте нашего
родного края – Межевщины.
Попробуйте и вы дома написать сочинение на тему «Зима в моем
родном поселке», используя слова , образованные различными способами .
УІ. Домашнее задание.
Выучить основные способы образования
слов. Подготовиться к контрольной работе :
сочинению - описанию на тему «
Зима в моем родном поселке»
УІІ. Итог урока:
Интерактивная игра «Микрофон»
Ученики по очереди отвечают на вопросы:
- Что нового узнали на
уроке?
- Чему научились?
- Что заинтересовало?
Немає коментарів:
Дописати коментар