вівторок, 3 листопада 2015 р.

Русский язык
6 класс


Тема урока.  Основные способы образования слов в русском языке.

Цели  урока:   овладеть основными сведениями  по словообразованию, изучить морфемные способы образования слов; формировать умения определять способ образования слов;
           развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуац
иях, сравнивать, обобщать; совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
           воспитывать любовь к русскому языку, активность, инициативность, аккуратность; формировать навыки контроля и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность.
Знать: морфологические способы образования слов в русском языке.
Уметь определять способ образования слова.
Оборудование:
мультимедийная аппаратура, интерактивная презентация , таблицы.


                                                           Ход урока
І.Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.
    Слово учителя.



    Ребята,  мы с вами уже знаем , что такое значимые части слова, выучили некоторые правила их правописания .
    Сегодня на уроке мы должны повторить  и обобщить эти сведения,  а также  познайомиться с основными  способами  образования новых слов.
    Слайд №1.  Посмотрите на экран. Что вы видете? Какие эмоции вызывает у вас эта картина? Мне  вспоминаются слова А.С.Пушкина:»Мороз и солнце – день чудесный!» . Разговорная тема нашего урока  «Зима». Мы должны не только показать знание орфограмм, умение приводить примеры слов, но и составлять предложения на указанную тему.

ІІІ. Актуализация учебного процесса.
 1.Работа в парах.
    Составьте диалог на тему «Значимые части слова и их правописание» (Ученики задают вопросы друг другу, отвечают на них. Обязательно приводять примеры)
2. Проверка домашнего задания.
   Зачитать художественные   тексты на тему «Зима». Назвать  слова с изученными орфограммами. Коментирование  правописания.
3.Работа у доски
  Два ученика приводять примеры  правописания приставок ПРИ-, ПРЕ- , объсняют орфограмму. (Пришла, прекрасная, придвинуть, приоткрыть, прехороший, приехать)
  4.Задание классу: записать названия профессий и объяснить правописание суффиксов.
     Человек, который грузит товары- грузчик.
     Человек, занимающийся переплетом книг – переплетчик
     Человек, который сваривает  металлические предметы  - сварщик
     Человек, который  занимается разведкой  - разведчик
      Человек, котрый принимает заказы - приемщик
5.Работа над составлением предложений. ( С указанными словами составьте предложения и запишите их).

ІУ.Объяснение нового материала.
Слово учителя.
   Большое количество слов кроме корня включает в свою структуру окончание с приставкой или суффиксом.  Каждая из частей слов носит в себе какое-то значение. Грамотный человек , чтобы правильно употребить  слово, должен понимать, какое значение в определенном слове имеет  морфема. Тогда наша речь будет правильной и понятной.
Для этого мы  и познакомимся сегодня на уроке с основными способами образования слов.

Слайд №2 Запишите в тетради тему урока .

Слайд №3 Посмотрите на таблицу «Основные способы образования новых слов»
                Вспомните, ребята, какие морфемы служат для образования новых слов?
                А как называется способ образования слов, если к нему  прибавляется приставка?

Слайд №4 «Приставочный способ» Запишите в тетрадь название способа.

               «Кто больше!» Надо образовать от слова ШЛИ с помощью приставок все возможные слова , записать их, виделить приставки. Составить с одним из образо ванных слов предложение. Записать в тетрадь.
Слайд №5
    С помощью приставок, которые оканчиваются на З-С, образовать новые слова.
Слайд №6
Слайд №7 «Суффиксальный способ»

                От слова СНЕГ  с помощью суффикса образовать новые слова (снежинка, снеговик,снежный).Подберите имена прилагательние к слову СНЕГ (белый, искристый, пушистый, необычайный, холодный…).
Слайд №8,9

Слайд №10 «Приставочно – суффиксальный способ»
              Работа в группах «Конструирование». Каждая группа получает лист бумаги, на котором написано слово  ПРИШКОЛЬНЫЙ, БЕСКОНЕЧНАЯ, ПОДОРОЖНИК. Ребята должны разобрать слово по составу, записать на листе примеры слов с таким же окончанием, корнем, приставкой, суффиксом. Один ученик из группы у доски объясняет выполненное задание.
 Слайд №11
  
Слайд №12 «Сложение»


           На доске записаны два слова НОВЫЙ и ГОД. Дети должны  образовать способом сложения одно слово и составить с ним предложение.

У. Закрепление изученного материала.

Слайд №13 Таблица «Основные способы образования слов».        

 Беседа с учениками.
1)    С помощью каких морфем  образуются новые слова ?
2)    Что такое приставочный способ образования слов?
3)    Как называется способ образования слов с помощью суффикса?
4)      Расскажите о способе сложения.

Слово учителя
           Ребята,  как вы думаете, для чего надо уметь составлять новые слова?
 (  Предполагаемые ответы :Чтобы наша речь была богаче. Чтобы мы умели рассказать о чем-то. Чтобы  умели описать то , что видим…).

          Правильно.  Рассказать о красоте природы  можно словами,  звуками, красками. Главное , нужно это все видеть и уметь выражать свои мысли и чувства, как это, например, делали выдающиеся поэты, музыканты, художники.
Слайды 13,14,15,16
    Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
Иречка подо льдом блестит…

      Посмотрите на эти прекрасные картины. Все они рассказывают о  суровой красоте ЗИМЫ. А вот картина, которую нарисовал   наш земляк -  Владимир Черный.  Всего у этого художника  более  тысячи картин. Почти все они  рассказывают о  красоте нашего родного края – Межевщины.
      Попробуйте и вы дома  написать сочинение на тему «Зима в моем родном поселке», используя слова , образованные различными способами .
УІ. Домашнее задание.
      Выучить основные способы образования слов. Подготовиться к контрольной работе :  сочинению -  описанию на тему « Зима в моем родном поселке»

          УІІ. Итог урока:
    Интерактивная игра «Микрофон»

   Ученики по очереди отвечают на вопросы:

- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что заинтересовало?

Немає коментарів:

Дописати коментар